Categories Navigation

Санпросвет работа

Asset Publisher

Когда обращаться к ортодонту.

Детская ортодонтия – это раздел стоматологии, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой зубочелюстных аномалий у детей. Частая проблема, с которой сталкиваются детские стоматологи в клинической практике – это неправильный прикус у детей. По статистике каждый второй ребенок у нас в стране нуждается в ортодонтическом лечении. Исправляет нарушения, возникающие при формировании жевательно- речевого аппарата, детский врач-ортодонт, который хорошо разбирается в анатомо- физиологических особенностях ребенка.

Когда нужно обратиться к врачу-ортодонту? Даже при отсутствии жалоб и признаков патологии на консультацию к ортодонту с целью профилактики направляются дети начиная с 3-х летнего возраста после прорезывания молочных зубов и в период смены временных зубов на постоянные в 6–7 лет. Кроме плановых посещений детского ортодонта, консультация необходима при появлении у ребенка признаков, свидетельствующих о неблагополучном развитии зубочелюстной системы.

  • Большие промежутки между зубами.
  • Кривые зубы.
  • Скученность зубов.
  • Прорезывание зубов вне зубного ряда: с внутренней или наружной стороны десен, на твердом небе.
  • Нарушенный процесс жевания: недостаточное измельчение пищи, жевание на одной стороне или только передними зубами.
  • Неправильный прикус: челюсти полностью не смыкаются, нижний ряд зубов заходит за верхние зубы, нижняя челюсть выдвигается далеко вперед по отношению к верхней.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Асимметрия лица.
  • Отсутствие носового дыхания: у ребенка постоянно приоткрыт рот.
  • Психологические переживания ребенка по поводу неэстетического вида кривых зубов.
  • Большие промежутки между зубами у ребёнка.

Причины развития неправильного прикуса. Зубочелюстные аномалии формируются в результате сложного взаимодействия генетических, внешних и внутренних факторов. Неблагоприятно отражаются на формировании зубочелюстного аппарата ребенка следующие факторы:

  • Наследование ребенком аномалий, имеющихся у родителей: особенности строения челюстных костей, лицевого скелета, зубов.
  • Осложненное течение беременности, внутриутробные патологии плода, тяжелые роды, частые соматические и инфекционные заболевания ребенка.
  • Искусственное вскармливание и длительное пользование соской-пустышкой ребенком старше 1,5 лет.
  • Несбалансированное питание, дефицит в рационе белков, витаминов, микроэлементов.
  • Преждевременное удаление молочных зубов из-за кариеса или его осложнений. Стойкое ротовое дыхание. -Хронические патологии ЛОР-органов.
  • Вредные привычки: сосание пальцев, языка и других предметов; закусывание губ.

Когда нужно приступать к лечению прикуса у ребенка. В стоматологии для детей раздел ортодонтии занимает важное место, потому что именно в детском возрасте формирование челюсти еще не завершилось и удается исправить даже самые сложные аномалии зубочелюстной системы.

В возрасте с 5 лет используют специальные съемные конструкции в виде пластинок, аппарата Френкеля и других устройств, которые формируют правильный прикус. Несъемные аппараты – брекет-системы ортодонты часто рекомендуют ставить не ранее 12, то есть после прорезывания постоянных зубов, но есть исключения для более ранней установки.

Современные методы ортодонтии у детей. Современная ортодонтия для детей разработала множество методов и способов коррекции неправильного прикуса. Оптимальный метод лечения определяет врач-ортодонт после диагностики в зависимости от возраста ребенка, наличия молочных или постоянных зубов, вида и степени нарушений, а также анатомических особенностей зубочелюстной системы. В детской ортодонтии используют съемные и несъемные аппараты.

Съемные конструкции. Ортодонтические пластинки – это пластиковые базисы, которые удерживаются на зубах металлическими креплениями с дополнительными приспособлениями (винты, пружины). Пластины фиксируют зубы в правильном положении, тормозят или стимулируют рост челюсти, укрепляют жевательные мышцы. Конструкция пластинки подбирается и изготавливается индивидуально, что зависит от типа прикуса пациента.

Функциональный аппарат Френкеля – это устройство, предназначенная для исправления прикуса у детей в период прорезывания постоянных зубов (4-11 лет). Конструкция представлена тонкими металлическими дугами (небной, язычной, вестибулярной, лингвальной), пластиковыми щечными пластинами и губными пелотами. Коррекция прикуса на этом аппарате достигается за счет воздействия элементов конструкции на мышцы, на альвеолярные гребни и участки зубных рядов. Имеется несколько разновидностей аппарата Френкеля, применяемые при различных аномалиях прикуса.

Капы или элайнеры – это съемные колпачки из прозрачного полимерного пластика. Изготавливаются по индивидуальным слепкам с зубных рядов пациента. Снимаются только на время еды и сна. Трейнеры делают из силикона или полиуретана, применяют для выпрямления искривленных зубов у детей и исправления прикуса. Методика способствует восстановлению правильного дыхания через нос, нормализует глотание, улучшает дикцию. Трейнеры носят 3-4 часа днем и во время ночного сна. Задача съемных аппаратов – расширение зубной дуги, стимуляция роста нижней и верхней челюстей для предотвращения образования аномалий в период смены молочных зубов на постоянные. Съемные ортодонтические конструкции устанавливаются детям 3–12 лет в сменном и постоянном прикусе по показаниям.

Несъемные аппараты. В детской стоматологии брекет-системы для коррекции дефектов прикуса ставятся после периода замены молочных зубов на постоянные в 13–14 лет. Конструктивно брекет-система – это дуговой механизм, который оказывая давление на зубы, ставит их на место. На дуге располагаются миниатюрные замочки – брекеты, которые крепятся к зубам специальным клеем. Брекет-системы различаются по конструкции, материалу, из которого они изготовлены, местом расположения и крепления на зубах.

Материалы:

  • Металлические – самые распространенные, доступные по цене, справляются с самыми сложными дефектами зубочелюстной системы.
  • Пластиковые устанавливаются только на передние зубы, так как очень хрупкие и часто ломаются.
  • Керамические имеют наиболее эстетический и привлекательный вид. Цвет брекетов подбирают или под оттенок эмали, или, наоборот, делают яркими, разноцветными, что расценивается детьми как своеобразное украшение.
  • Сапфировые изготавливаются из искусственных кристаллов, они прозрачны, поэтому после установки практически незаметны на зубах.

Место установки:

  • Вестибулярные (наружные) брекеты ставят на внешней поверхности зубного ряда.
  • Лингвальные закрепляют с внутренней стороны зубов.

Способы крепления:

  • Лигатурный метод, при котором брекеты крепятся к дуге с помощью металлических проволочек или резиновых колец.
  • Безлигатурный (самолигирующий) метод, когда дуга удерживается в пазах брекетов специальными замочками.

На что влияет неправильный прикус. Аномалии прикуса и неправильное расположение зубов на челюсти – это не только косметический дефект и некрасивая улыбка, как полагают многие. Формирование неправильного прикуса у ребенка в период роста челюстного аппарата вызывает:

  • Нарушение функции дыхания и глотания.
  • Расстройство жевательной функции.
  • Деформацию костей лицевого черепа: асимметрия лица, впалые щеки, недоразвитие нижней челюсти.
  • Раннее разрушение и преждевременную потерю зубов.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Проблемы с шейным отделом позвоночника: головные боли, головокружения.
  • Поражение височно-нижнечелюстного сустава.
  • Частые инфекции в ротовой полости: гингивиты, пародонтиты.
  • Исправление прикуса возможно провести и у взрослых, но особенности внешности, обусловленные неправильным прикусом, останутся навсегда.
  • Ранняя диагностика и своевременное лечение предупреждает стойкие нарушения прикуса и изменение лица.

Стоматолог Лекарева Е.П.

21 November 2022, 11:27
21 November 2022, 11:27