Здоровый образ жизни
Материал опубликован:
Обновлён:
Речь-важнейшая составляющая психического развития ребёнка, становление которой происходит в первые годы жизни. Она является для ребёнка важнейшим средством связи с окружающим миром, основой получения информации для развития познавательной активности и мышления. Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения, что имеет большое значение для формирования адаптивного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной.
Регулирующая функция речи складывается к 4-5 годам, когда у ребёнка достаточно развита смысловая сторона речи. Формирование этой функции тесно связано с развитием внутренней речи, регуляции и контроля поведения и интеллектуальной деятельности. В норме первые слова дети произносят к концу 1 года жизни, но тренировать свой речевой аппарат они начинают значительно раньше, уже с первых месяцев, по этом у период до 1т года является подготовительным периодом в развитии речи.
Развитие предречевых реакций:гуление,гуканье-1,5-Змес;»свироель»(цепочки из разных звуков)-4-6мес;лепет-6-7мес;лепетные слова и модулированный лепет-8-11мес.
На 1 году жизни у ребёнка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Эти речевые реакции являются для малыша игрой и доставляют ему удовольствие. Он может повторять один звук на протяжении нескольких минут. Одновременно происходит формирование понимания речи.
Важнейшим показателем развития речи до 1,5-2 лет является не столько произношение, сколько понимание обращённой речи. Ребёнок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную речь, узнавать названия многих предметов, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции.
На 2 году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения.
Основные показатели развития речи от 1 до 4 лет:
-появление ясной осмысленной речи-9-18мес
-сначала( до 1,5 лет) ребёнок в основном учится понимать речь, а с 1,5-2 лет у него быстро развивается активная речь, растёт словарный запас.
Количество слов, которые малыш понимает, пока больше, чем те, которые он может произнести -фразы из 2 слов-1,5-2 года, из 3 слов-2-2,5 года, из 3-4 слов-3-4 года -объём активного словаря к 1,5 годам 5-20 слов, к 2 годам до 150-300 слов, к 3 годам до 800-1000 слов, к 4 годам до 2000 слов.
Нарушение развития речи сказывается на общем формировании личности, интеллектуальном развитии и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими.
Причинами отставания могут быть перинатальные поражения ЦНС, нарушения речевого аппарата, поражения органа слуха, отставание психического развития, влияние наследственных и неблагоприятных социальных факторов, тяжелые инфекционные заболевания, неполноценное питание.
Родителей должно насторожить, если ребёнок отстаёт от сроков предречевого и речевого развития, описанных выше. При этом необходимо обратиться к специалистам и пройти лечение.
Врач-педиатр Авдеева Л.И.