Санпросвет работа
Материал опубликован:
Обновлён:
18 декабря 2007 года Генассамблея ООН учредила Международный день распространения информации об аутизме в связи с чрезвычайной социальной значимостью данного заболевания, частотой его встречаемости и недостаточностью у большинства населения знаний об этой патологии и навыков взаимодействия в обществе с носителями данного расстройства.
Во всём мире этот день отмечается 2-го апреля, а в России к нему приурочена неделя распространения информации об аутизме и расстройствах аутистического спектра (РАС). Мероприятия, запланированные во Всероссийскую неделю, направлены на решение целого ряда важнейших вопросов, таких как: выявление и ранняя помощь детям с высоким риском развития РАС, диагностика аутистических расстройств, включение детей с РАС в систему общего образования, сопровождение подростков с РАС, помощь семьям, воспитывпющим детей с РАС, включение взрослых людей с РАС в самые различные сферы жизни общества.
Аутизм, также называемый расстройством аутистического спектра, - это разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга. Аутизм присутствует примерно у 1 ребёнка из 100.
Аутизм - тяжёлое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.
На что стоит обратить внимание при ранней диагностике аутизма:
- Нарушение социальных контактов и взаимодействия с окружающими.
- Ограниченные интересы и особенности игры.
- Склонность к повторяющимся действиям, так называемая стереотипия.
- Расстройства интеллектуальной сферы.
- Нарушение инстинкта самосохранения.
- СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА.
К сожалению, универсальный метод лечения расстройств аутистического спектра отсутствует. Тем не менее, существует множество методик, позволяющих социализировать детей с РАС. Пусть не полностью, но всё же это лучший выход, чем оставлять всё, как есть. Пусть человек и продолжает находиться "сам в себе", но вполне возможно научить его справляться с ежедневными задачами, чтобы он смог обслуживать себя сам и стал частично независим. Именно такая задача "максимум" стоит перед специалистом, когда он сталкивается с лечением и реабилитацией пациентов с РАС.
Лечение аутизма - процесс сугубо индивидуальный. Терапия, отлично подошедшая одному пациенту, другому может лишь навредить.
Как правило, лечение включает в себя поведенческую коррекцию и медикаментозную терапию. Постепенное вовлечение в процесс общения и обучения может позволить развить ряд социально ориентированных навыков.
Исследователи разработали ряд эффективных моделей раннего вмешательства, позволяющих добиться существенных результатов. Они включают в себя:
- Работа с психиатром и педагогом. Подобная терапия ориентирована на достижение чётко поставленных задач и целей, которые регулярно оцениваются и фиксируются.
- Вмешательство фокусируется на основных областях, затронутых аутизмом. К ним относятся социальные навыки, вербальное общение, имитация, игровые навыки, повседневная жизнь и двигательные навыки.
- Ребёнок взаимодействует с типично развивающимися сверстниками.
- Работа с родителями подразумевает собой их участие в программе лечения, они могут принимать решения и участвовать в процессе.
- В процессе лечения задействована многопрофильная команда, которая, при необходимости, дополняется сторонними узкопрофильными специалистами.
Растущие данные свидетельствуют о том, что определённый процент людей в процессе лечения и реабилитации достигает таких успехов, что они больше не соответствуют критериям этого заболевания. Существуют разные теории, почему это происходит. Они включают в себя возможность первоначального ошибочного диагноза и успехи в области терапии. Многие дети с РАС благополучно ходят в обычную школу, симптомы их заболевания становятся более мягкими и позволяют успешно жить обычной повседневной жизнью.
Таким образом, диагноз "Расстройство аутистического спектра" является поводом не для отчаяния, а для начала кропотливого, но благодарного труда. Планомерная работа и лечение, забота и любовь способны творить чудеса!
Врач психиатр Киселёва А.В.